Интервью Ольги Кузнецовой из Краснодара

Коллекции и их оформление
Ответить
Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Интервью Ольги Кузнецовой из Краснодара

Сообщение Нелунатик-увы » 16 июл 2019, 19:09

Интервью Светлана Лазебной с коллекционером Ольги Кузнецовой из Краснодара

Коллекция, которую собирает Ольга Кузнецова, называется «Знатный Подстаканник». Под этим названием действует группа в соцсетях, которая постепенно преобразовалась в международный клуб коллекционеров подстаканников из России, Украины, Болгарии, Польши, Чехии, Германии, Прибалтики… Знатным коллекционером гостья «АиФ-Юг» стала, выйдя на пенсию. В литературном музее Кубани проходит выставка, на которой представлены 217 предметов коллекции: не только подстаканники, но и предметы для сервировки и подачи чая: заварочные и доливочные чайники, подносы, подставки-коустеры, чайные ситечки необычной формы и заварочные ложки, сквизер (небольшой ручной пресс для получения сока из цитрусовых). Мы расспросили Ольгу Кузнецову о страсти к собирательству, о том, как разбогатеть на хобби и поймать удачу.




Светлана Лазебная: Ольга Викторовна, поясните: коллекционер сегодня, в ХХI веке, - это старьёвщик начала века минувшего? В чём отличие?
Ольга Кузнецова: В энциклопедии написано, что коллекционер занимается собиранием, систематизированием, изучением предметов. Старьёвщик - скупкой и перепродажей старых вещей. И тот и другой вид деятельности по-своему интересны и часто сочетаются. Коллекционеру приходится иногда быть старьёвщиком. Обе специализации не изобретение прошлого века, существовали всегда. Как и накопительство. Тут важно понимать разницу.
В молодости я была потрясена невероятной историей. Мы жили на третьем этаже, а тот дедушка на первом. Ветеран войны, одет скромно, даже бедно. Нелюдимый, никого никогда не пускал к себе в квартиру, даже родную дочь. Дедушка умер, поняли по запаху. Вскрыли дверь, вошли... А там, по периметру однушки, высотой в метр, сложены пачки денег. Деньги были под кроватью, под диваном, везде. Всю жизнь копил, старался не тратить. Страна тем временем пережила несколько реформ, деньги сгорели. Родственники выносили эти фантики, бывшие деньги, на мусорку. Шокирующее зрелище. Он сидел на деньгах, спал на деньгах... В это время люди, в том числе близкие, страдали, стояли в очередях, нуждались. Ему не пришло в голову им помочь. Можно понять, люди разные, он никому не обязан. Но ведь он просто аккуратненько их складывал, даже не изучал. А ведь есть потрясающе интересная наука, изучающая бумажные деньги, бонистика. Вот вам пример накопительства... Бессмысленного и беспощадного.

- Как вы стали коллекционером и чем заслужил ваш интерес такой странный предмет – подстаканник?
- В моей семье всегда существовал интерес к красивым, понятным и удобным вещам, и желание окружать себя ими. Это было ох, как непросто. История её похожа на историю многих кубанских семей. Род из раскулаченных, ссылаемых, истребляемых, пострадавший во всех войнах и революциях. Каждый раз имущество страдало, терялось, домашний уют разрушался. И снова своим трудом восстанавливали нажитое, обеспечивали себя, растили детей. Может отсюда такое бережное отношение к вещам, особенно с историей, к тем, которые уже давно служили людям?




А подстаканник – потому что у этого предмета особый характер, судьба. Самое популярное сегодня направление в коллекционировании – фарфор, я, при всем уважении к коллегам, не очень люблю его. По мне, он слишком прост: украшательство, да и всё. Начало коллекции заложили подстаканники, которые были дома, памятные с детства. Стояли себе на подоконнике, а в них цветочки, из одного сделали игольницу. И я восхищалась: как красивы они. Позже сработало исследовательское чувство, привитое в университете. Стала рассматривать, изучать буковки по низу. Оказалось это – клеймо, знак производителя. И постепенно затянуло. С тех пор восприятие не изменилось: как грамотно продумана конструкция, насколько совершенна! Инженерный расчёт идеальный: тулово 6,5 см в диаметре, плюс «юбочка» 1,5 см.

В истории предмета существуют свои легенды о создании и происхождении подстаканника. По одной из версий, в войну 1812 года он был создан как походное приспособление казаками атамана Платова. Мешочек с заварочкой у каждого имелся, стакан можно было найти. А держать-то горячо! Пра-пра подстаканников представляли собой накрученную на стакан проволоку, которая не давала горячему стеклу обжигать руки. Вот вам первое преодоление и шаг на службу людям.

Следующий миф о том, что подстаканник считался предметом мужским, то есть в чаепитии мужчины пили чай из стаканов в подстаканниках, а женщинам прилично было пользоваться фарфоровой чашечкой. И эту границу предмет преодолел, ибо в торговых каталогах второй половины 19 века уже встречаются подстаканники дамские. И еще одно серьезное испытание пережил наш друг в октябрьскую революцию. Фарфор был признан буржуйским пережитком и буквально истреблялся. Но стакан с горячим чаем одинаково обжигал руки пламенным революционерам и нежным барышням. Потому металлическую подставку для защиты рук вернули в кухни, да и кабинеты, и заслуженно полюбили. Помните расцвет сталинского ампира? Как его представить без подстаканника? Подстаканник выжил в революции, пережил крушение и развал всего... Это предмет с такой стойкостью, характером, боец и победитель, сохраняет себя и в наши дни, именно в традиционных формах. Как им не заинтересоваться?




- Какие интересные коллекции вы видели на Кубани, есть ли общие качества, характерные для собирателей?
- В крае есть Союз коллекционеров, один из самых известных и ярких его представителей - Алексей Виткалов, прекрасный антиквар и коллекционер. Он создал арт-центр, ретро-лавку… Коллекции есть удивительные, но не все они доступны для зрителя. Далеко не всякий коллекционер желает, чтобы о нём знали. Например, у одного серьёзного человека потрясающая коллекция уранового стекла, я работала с ним как ассистент по составлению коллекции. Он публичности избегает.

Хозяева галереи Ларины – владельцы необыкновенной коллекции советского и антикварного стекла, которая выставляется под названием «Время и-стекло». Есть замечательные коллекции живописи, фарфора, винтажной и антикварной бижутерии, коллекции антикварной одежды, даже спичечных коробков и холодного оружия. Просто рассказывать о каждой нужно только с разрешения хозяев. Общие черты есть, конечно: увлечённость, горящий глаз. Мой друг, и наставник в коллекционировании подстаканников из Киева, когда мне было очень плохо, я болела, позвонил и приказал: «Поднимайся, аукцион пропустишь! Ничего с тобой не будет, потому что коллекционеры – долгожители!». Это правда. А почему? Быть может, мы вовлечены в ход времён? Наши коллекции - связующее звено между прошлым и будущим. Мы постоянно в поиске, мы как бы над временем и в постоянном движении. Цель постоянно меняется, задача выполняется и возникает новая. Это способствует долголетию.

- А как достаются подстаканники, где вы их берёте?
- Основным поставщиком ещё недавно были блошиные рынки. Для Кубани и Краснодара это очень больная тема. В мире, особенно в Европе, культ блошиных рынков. Они притягивают туристов, путешественников, коллекционеров. Винтаж, антиквариат, авторские вещицы. Это интересный мир, притягательный. Люди приезжают из других стран. У нас «блошки» старательно закрывают, считайте, уже победили эти «рассадники».
Иногда бываю в старом центре Краснодара. Живущие там старики что-то интересное выносят. Но сложно «ошалевши» бегать целый день в поисках случайной удачи. За границей есть деревушки, где улицы отданы под блошиные рынки. На Кубани много зажиточных станиц, люди бережливые. Но продавать раритеты негде. В быту они бесполезны, место занимают. И часто их просто выбрасывают. Вот, кстати, помойки - отдельный поставщик коллекционера. Я мимо просто так не хожу. Это не значит, что лезу туда всякий раз с горящими глазами. Но мне приходилось приносить оттуда хорошие вещи. Мебель, шкатулки...




А однажды подстаканник буквально с неба на меня свалился. Причём именно тот, того завода, что я долго и безуспешно искала. Упал и к ногам подкатился. Просто люди в квартире на каком-то там этаже скандалили, били посуду и выбрасывали в окно, что не жалко. Вот такая коллекционерская удача!
На Кубани продавать раритеты негде, часто их просто выбрасывают. Потому помойки - отдельный поставщик коллекционера.

Важный источник поступлений – интернет-аукционы, мониторю постоянно. Отличный сервис – онлайн-покупки на блошиных рынках. Виртуально можно побывать на любом, по всему миру. Появилась даже новые профессии: брокантер – специалист по покупкам на блошиных рынках, антикварный байер – специалист по закупкам антиквариата, ассистент по составлению коллекций. Не стоит забывать и о классических профессиях антиквара, оценщика. У меня за границей есть такой партнёр-представитель. Он выходит на блошиный рынок в Чехии, в Германии, и в онлайн-режиме показывает, что он для меня нашёл: берём – не берём? Но прежде, чем новый предмет появляется в коллекции и получает инвентарный номер, его надо еще отмыть, очистить. Существуют разные специальные щёточки, составы. Коллекционеры делятся друг с другом алгоритмами «реанимации» в сложных случаях. Затем - каталогизация по производителю, материалу, стилю, по времени…




- Вы состоятельный человек? Пополнение коллекции требует денег.
- Живу скромно, но средства находятся всегда, поскольку в основном коллекция строится на открытиях и удачах. За копейки с «блошки» или бесплатно, как я уже сказала. Отмоешь – а там редкое клеймо! И здесь обязательно нужно сказать – главное богатство и опора любого увлеченного человека – поддержка его близких. Я бы наверняка не состоялась в своем увлечении, если бы не понимание семьи.


- А можно ли на своём увлечении заработать?
- Можно. Интерес к истории, культуре, на подъёме. В Краснодаре прекрасное экскурсионное бюро возникло, частные экскурсоводы водят по городу пешие экскурсии – потому что есть запрос. То же с интересом к антиквариату. Когда собираешь коллекцию, всегда прибивается что-то тебе не нужное. Но ты знаешь, что кто-то именно это, тебе бесполезное, ищет! Можно обменяться или продать. Именно так коллекционеры становятся антикварами и зачастую этот путь неизбежен. Причина в привычке коллекционера идентифицировать предметы, его накопленные годами знания. Моя мечта другая – частный маленький музей. Считаю, именно за таким форматом будущее. Большие музеи с многочисленными залами и разнообразием экспозиций уже не цепляют. И, напротив, в камерном музее с грамотной, любовно подобранной экспозицией, коллекционер может так рассказать о вещах, что человек будет потрясён. Он увидит историю вещей глазами профессионала. Сюжеты о подстаканниках есть прелюбопытные, вплоть до детективных. Очень хочется, чтобы жизни хватило... И ещё мечтаю, это нужно и актуально, чтобы в Краснодаре появилась возможность обучаться по нужным и важным программам, например «Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Галерейное дело и коллекционирование». У нас для этого уже очень многое есть.


- Вы верите в мистику вещей?
- Я православный человек, настаиваю категорически: у предметов нет души, нет ауры. Это вещи. У предметов есть функционал, предназначение, они отличаются качеством исполнения. Задача коллекционера – показать именно это. Качество исполнения – это хвала человеческому труду и профессионализму, к которым у меня нежное, чуткое, восприимчивое отношение. В восьмидесятые часто показывали телевизионный спектакль «Ханума». В одной сцене героиня говорит: «Хороший сапожник – поэт!». «А плохой?». «А плохой – сапожник, что о нём говорить?». Поэтому если предмет интересен, сделан талантливым мастером, профессионально, без лени, без халтуры – это поэзия! Его нужно изучать, его нужно хранить, передавать детям, о нем нужно рассказывать, его стоит коллекционировать...




Источник: http://www.kuban.aif.ru/society/persona ... _bogatstve

Ответить

Вернуться в «Коллекции и их оформление»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 18 гостей