П.А. Овчинников. Документальные зарисовки.

ХАЮС, Предприятие ПАС, Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фабрика, Красное-на-Волге. Пётр Иванович Агафонов, Село Подольское. Артель По заветам Ильича
Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: П.А. Овчинников. Документальные зарисовки.

Сообщение Нелунатик-увы » 25 янв 2015, 13:45

Фабрично-заводская промышленность и торговля России: с приложением общей карты фабрично-заводской промышленности Российской Империи, С-Петербург, 1896 год:

"Эмальированные изделия из серебра, до 1850-х годов, выделывались в весьма небольшом количестве и не отличались особенною изящностью. Самая видная заслуга в развитии этого дела принадлежит московскому фабриканту Овчинникову, основавшему свое заведение в 1845 году; при последнем он открыл впоследствии и школу, с классами прикладного рисования и с практическими занятиями по изучению серебряного дела. Производство его доходит до 300 тыс. руб., при 120 рабочих, и является в настоящее время самым крупным в рассматриваемой специальности".




Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: П.А. Овчинников. Документальные зарисовки.

Сообщение Нелунатик-увы » 28 фев 2016, 19:25

Всероссийская художественно-промышленная выставка 1896 года в Нижнем-Новгороде, Санкт-Петербург, 1896 год:

"В начале нынешнего века наши золотые и серебряные изделия были аляповаты, грубы и безвкусны, и так шло дело почти до 30-х годов. Около того времени основалась мастерская Сазикова. Он первый задумался над безвкусицею современного ему ювелирного производства и решил следовать в своих вещах станинным, полным стильности и изящества, образцам... Скоро у Сазикова нашлись вполне его уразумевшие подражатели - Губкин, Орлов, Овчинников. Последний, между прочим, очень много способствовал поднятию эмалевого производства, от сочетания с которым так выигрывает золотых дел мастерство... Верхом ювелирного искусства считаются изделия с эмалью...
Заметим, кстати, что гг. Сазиков, Овчинников и Орлов приняли обыкновением указывать, во время выставок, имена своих лучших мастеров, не желая эгоистически приписывать лишь себе одним славу своих прекрасных изделий.


Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: П.А. Овчинников. Документальные зарисовки.

Сообщение Нелунатик-увы » 04 июл 2016, 21:03

Всероссийская мануфактурная выставка 1870 года в Санкт-Петербурге



Из статьи о всероссийской мануфактурной выставке 1870 года:
"На столах и в витринах двадцати экспонентов размещено много золота и серебра, рассыпаны горстями алмазы, жемчуга, сапфиры и рубины; луч солнца, попадающий а эти витрины в известные часы дня решительно не знает куда ему деться, где бы покрасивее изломаться и дать возможно более радуг и что же? Богатство богатством, а художество художеством. Брошки, серьги, запястья, шкатулки и образа, евангелия и чащи все это, хотя и ценно, хотя и не лишено известной доли достоинств, но из ряду вон выходит далеко не многое. Ясно, как Божий день, что в большинстве этих работ тон давала рутина, образцами служили старые, избитые рисунки; стили: русский, арабский, французский, китайский и пр. перебивают один другому дорогу, якшаются со всевозможными неправильностями и нелепостями, загораживают друг друга, и жаль становится этих драгоценных металлов и камней, потраченных с такой роскошью и с такой неосновательностью…

...художественно выделяются из ряду вон только работы московского фабриканта Овчинникова. В этом случае публика лучший судья, лучший эксперт. Всякий, кто посетит выставку, запомнит, конечно, те две вещицы, рисунки которых представляем мы читателю. Две серебряных, дамских несессера, на одном кошечка, играющая с клубком ниток, на другом жница, русская баба, мать отдыхающая со своим ребенком.

Золотые и серебряные изделия: «Кошка с клубком ниток», дамский несессер, работы Овчинникова



Золотые и серебряные изделия: «Жница с ребенком», дамский несессер, работы Овчинникова



Фабрика Овчинникова существует 17 лет, годовой оборот ее, как сказано в каталоге – 25,000 рублей, мастеров – 90, учеников 50, ручных машин – 7 и горнов – 2. Постоянным пособником Овчинникова, по скульптурной части, служит художник Жуковский и нам весьма приятно упомянуть здесь его имя.

В работах Овчинникова видна прежде всего мысль и совершенно ясно проступает обдуманная цель. Цель эта сводится к следующему: пользоваться, на сколько это возможно, русскими мотивами. В орнаментации, в эмалировании, в подборе рисунков и сюжетов, при замечательном совершенстве техники (напр. Складки риз Богоматери), Овчинников достигает весьма хороших и ощутимых результатов. Слабее, на наш взгляд, те вещи, где основанием взяты, чуждые русской жизни и русскому обиходу, мотивы…

В настоящей выставке Овчинников, неоспоримо, занимает первое место в ряду своих собратьев. Если он пойдет той же дорогою, то наше русское искусство посчитает новое приобретение за собою. Нужно только больше решимости и покончить раз на всегда с прежними преданиями с иностранною шушерою форм и красок. Задача это менее трудна, чем кажется. Русская орнаментика и русский стиль это такое непочатое поле, что работать на нем и легко, и прибыльно…[/i]"

Золотые и серебряные изделия: Ваза для фруктов или конфет, работы Овчинникова



"Награждения:
Овчинников, Павел, московский 1-ой гильдии купец (производство золотых и серебряных изделий, в Москве) - орденом Св. Станислава 3-й степени.

Медали, с надписью «за полезное», для ношения на шее: золотые на Станиславской ленте: Жуковский, Александр, свободный художник, скульптор на фабрике золотых и серебряных изделий Овчинникова, в Москве.

Медали для ношения на груди: Серебряные на Аннинской ленте: Трефилов, Петр, рисовальщик на фабрике золотых и серебряных изделий Овчинникова, в Москве
".

Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 9690
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: П.А. Овчинников. Документальные зарисовки.

Сообщение ESol » 06 июл 2016, 21:30

Всероссийская художественно-промышленная выставка в Москве 1882 года



Витрина и выставка серебряных изделий фабрики П.А. Овчинникова



Работы фабрики П.А.Овчинникова

В память освобождения славян


Большая ваза


Чернильница


"Волга"


"Нефть"


Братина с чарками

Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 9690
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: П.А. Овчинников. Документальные зарисовки.

Сообщение ESol » 17 июл 2016, 06:41

Всероссийская мануфактурная выставка 1870 года в Санкт-Петербурге



Воскресение Христа



Образ Спасителя



Лампадка
...Совершенно в новейшем уже характере была выполнена небольшая лампадка, для домашней молельни, в виде ангела, стоящего на коленях и держащего светильник. Идея этого произведения, положим, не новая. Ещё в начале двадцатых годов лепил ангелов, держащих лампады, покойный скульптор Мартос, но он, чаще всего, садил или ставил фигуры, при том же, в колоссальных размерах, заботясь об академической наготе, далеко не в грациозных позах. Лампадка, которой помещаем мы изображение, более приближается к идее художественности, хотя и не отличается строгостью контура обнаженных форм. Здесь мы находим употребление их даже не совсем приличным, охотно разделяя взгляды моделировщика заведения г. Овчинникова. Лампадка, как мы слышали, приобретена князем Волконским.

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: П.А. Овчинников. Документальные зарисовки.

Сообщение Нелунатик-увы » 30 окт 2016, 17:32

Фабрика серебряных и золотых изделий П.А. Овчинникова в Москве, 1876 год




Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: П.А. Овчинников. Документальные зарисовки.

Сообщение Нелунатик-увы » 18 ноя 2017, 07:06

ESol писал(а):
06 июл 2016, 21:30
Всероссийская художественно-промышленная выставка в Москве 1882 года
...
Работы фабрики П.А.Овчинникова

В память освобождения славян

...
Корсаков В.В. "В старом Пекине : Очерки из жизни в Китае", 1904 год

При основании Русско-Китайского банка Эспер Эсперович Ухтомский стал членом его правления, а летом 1897 года был командирован в Китай со специальной миссией, где передал подарки от Его Императорского Величества Императору китайскому и Императрице матери.

«Прибытие посольства князя Э.Э. Ухтомского составило целое событие в жизни не только китайской и русской, но и европейской…
Настало 9-е мая, день прибытия посольства в Пекин. Толпы народа двинулись к конечному пункту строящейся железной дороги – Фынь-тай. Хотя час прибытия поезда был изменен на более ранний, нежели предполагалось по слухам, тем не менее, встретить посольство князя собралось тысяч 20 народу.
Плотной стеной стояла толпа, жадно ловя моменты остановки поезда, выхода прибывших из вагонов, но видеть кое-что могли только передние ряды, так как князь и его свита тотчас же сели в паланкины и отнесены были в раскинутый по близости шатер, где предложен был китайский завтрак. Посреди тесной толпы проносили носилки, но, согласно с китайским этикетом, толпа хранила молчание. Кричать и производить шум в присутствии сановника значить нанести ему оскорбление…

С прибытием князя Ухтомского жизнь забила ключом в русской колонии. Разборка Высочайших подарков, из которых большинство дошло превосходно… Подарки были расставлены в большом зале посольства и поражали всех своим изяществом и ценностью. Несомненно, что выбор большинства подарков сделан весьма удачно и понравится богдохану и китайским сановником.

Богдохану была предназначена группа из серебра работы Овчинникова, представляющая освобождение Болгарии. Русский витязь на коне, которого ведет под уздцы русский крестьянин в лаптях, разрывает цепь рабства, лежащую под ногами коня. У стремени витязя, целуя край спускающегося знамени, стоит женщина-болгарка, держа за руку ребенка, имеющего на руке щит с гербом Болгарии. Группа поставлена на пьедестал из гранита, по бокам которого находятся отлитая из серебра фигуры черногорца и болгарина. Хотя группа уносит нас к другому великому событию, которое совершил русский народ, но китайцы не примут увидать здесь намек на то, что в трудных для них политических обстоятельствах Россия для Китая может быть таковым же витязем. Стоимость группы свыше семи тысяч рублей.

Затем следует хрустальная роскошная ваза от Верфиля, Surtout de table от Фаберже, братина с 12-ю чарками от Овчинникова роскошной работы в русском стиле с эмалью, три шкуры чернобурых лисиц. Лисицы произвели громадное впечатление: китайцы любят и ценят меха, но такого высокого достоинства едва ли им приходилось видеть
».

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: П.А. Овчинников. Документальные зарисовки.

Сообщение Нелунатик-увы » 25 ноя 2017, 09:47

Николай Максимович Корольков "О мерах для улучшения быта рабочих на фабриках", 1885 год

"Меры для улучшения быта рабочих, приведенные в исполнение на фабрике серебряных и золотых изделий Павла Акимовича Овчинникова

Фабрика серебряных и золотых изделий П.А. Овчинникова находится в Москве, в Таганке, на склоне Таганской горы, обращенной к Москве-реке.
Фабрика существует с 1852 года; рабочих 310 человек, из них 180 человек взрослых, остальные 130 человек несовершенные (ученики).
Первый десяток лет своего существования, фабрика была невелика, - на ней работал какой-нибудь десяток людей.

В настоящее время это одно из самых больших заведений подобного рода, и не только у нас, но и за границей.
Годовое производство фабрики достигло до 600 тысяч рублей.
Ее изделия уже на мануфактурной выставки 1870 года в С.-Петербурге удостоились высшей награды – Государственного герба; на промышленно-художественной выставке 1882 года в Москве эта награда повторена.
Более или менее высокие награды фабрика получила на всех бывших в последний десяток лет всемирных выставках.







Успеху фабрики, по словам людей близко знакомых с ее ходом, много содействовал ряд мер, принятых для улучшения как технической подготовки, так и нравственного уровня своих мастеровых.
Некоторые из этих мер касаются одинаково как взрослых мастеровых, так и учеников, но главное внимание хозяина фабрики обращено на последних.
Вот описание того, что сделано П.П. Овчинниковым на своей фабрике.

Мастерские, по своему виду, напоминают комнаты частных квартир: чистота, просторное размещение, большое количество света, растения на окнах, - все это производит на посетителя самое приятное впечатление. Мастерские хорошо вентилируются; в некоторых из них высота комнат доходит до 2 сажень.
Прием на работу мастеровых, которые работали у других фабрикантов, делается не иначе, как после справок о их поведении.
С каждым из мастеровых заключается письменное условие на год, или на другой срок, в котором определяется количество жалования и правила, которым мастеровой должен подчиняться; каждому из них выдается расчетная книжка.

Прибавка к жалованью за выслугу лет и пенсий. Мастеровой, добросовестно работавший на фабрике 10 лет, получает, сверх установленной платы, надбавку в размере 10%; проработавший 15 лет – надбавку в 15%; за 20 лет – 20% и т.д. Для престарелых, вовсе потерявших способность работать, по правилам, составленным хозяином, упомянутое вознаграждение превращается в пенсию. Имена мастеровых, заслуживших надбавку к жалованью или пенсию, записываются на мраморную доску, вывешенную открыто на фабрике. Всех мастеровых, пользующихся надбавкой в настоящее время с 1882 года 30 человек, из них трое получают 25%, пятеро – 20%, остальные 22 человека – по 10% или по 15%.

Хор певчих, составлен из 35 мастеровых. Уроки пения производятся 2 раза в неделю, по 1 часу – в нерабочее время. Обучает один из лучших московских регентов (из Чудовского хора); кроме того для поддержки хора нанимаются несколько опытных певчих с хорошими голосами.
По воскресеньям и праздникам хор поет в своей приходской церкви; он исполняет много пьес из сочинений Бертнянского, Богряцова, Львова и других.
В свободное для мастеровых праздничное время, а также при торжественных случаях как на фабрике, так и у хозяина, хором исполняются светские пьесы.
На содержание хора тратится ежегодно не менее 1.000 рублей.

Ссудо-сберегательная касса (артельная кружка). Желающие участвовать в кассе делают больший или меньший взнос, из последних и составляется оборотный капитал кассы. В 1882 году собралось таким образом до 2.000 рублей. Для ведения кассы мастеровые выбирают из своей среды надежных людей. За ссуду берется умеренный %. В конце каждого полугодия капитал, составившийся из собранных %, делится между участниками в кассе пропорционально сумме денег, внесенной в оборотный капитал кассы каждым из участников.

Приемный покой и больница. Взрослые мастеровые пользуются советом докторов и лекарствами. Собственно больница устроена для живущих на фабрике учеников; она снабжена необходимым бельем и мебелью; посещается двумя врачами; для ухода за больными нанята особая сиделка – няня. При больнице есть аптека. При упорных эпидемических болезнях ученики переводятся в общественные больницы; но такие случаи редки, так как хороший уход и своевременная помощь скоро пресекают развитие недуга.
В продолжении пятилетнего существования больницы было тольку 7 смертельных случаев, - из них двое умерли от заносного тифа, а двое – от чахотки, которая впрочем, оказалась наследственной. Таким образом, при 130 учениках эти семь случаев составляют 1,1 %, в то же время как общая смертность по Московской губернии равна 4,37%.

Относительно несовершеннолетних рабочих (учеников) на фабрике строго проведено правило, чтобы в нерабочее время взрослые были совершенно отделены от учеников.
Хозяин фабрики, отданный родителями в самом раннем детстве в обучение ремеслу на 8 лет, сам прошел всю школу труда, лишений и всевозможных невзгод. Личный опыт привел его к заключению, что соблюдать упомянутое раньше правило безусловно необходимо для того, чтобы будущие мастеровые получили правильное воспитание.
Все взрослые рабочие живут вне фабрики на вольнонаемных квартирах. Было предположение поместить последних на жительство в отдельных домах, нарочно для этого нанятых вблизи фабрики, но, в виду значительных денежных затрат, этого до сих пор не удалось выполнить.

Ученики живущие при фабриках. Для помещения их к главному фабричному корпусу пристроено отдельное, 2-х этажное здание. С фабрикой оно соединяется теплым коридором, вдоль стен которого поставлены шкафы для хранения платья.
Весь верхний этаж здания отведен под спальню для учеников; каждый из них имеет особоую железную кровать, снабженную матрасом, одеялом, подушкой и необходимым бельем; на одном конце спальни находятся умывальники.
В нижнем этаже пристройки помещены: кухня, столовая для учеников (эта же комната служит и классом для рисования), класс для преподования общеобразовательных предметов, класс для занятий скульптурой и больница.
При фабрике для учеников есть довольно большой плац, сад, карусели, исполинские шаги, кегли и гимнастика.
Ученики принимаются на фабрику не моложе 12 лет и по возможности грамотные.
Первый год своего пребывания на фабрике ученик находится на испытании; по окончании года директор фабрики заключает с родителями или родственниками мальчика условие на 5-6 лет; ученик пользуется помещением, пищей, обувью, баней и стиркой белья – от хозяина фабрики; лицо, которое отдало в учение мальчика, обязывается одежду доставлять от себя.
То же лицо обязуется не брать ученика с фабрики раньше окончания срока ученья, а фабрика – не отпускать ученика от себя. Условие свидетельствуется у нотариуса. После того, как заключено условие, ученик, смотря по своим способностям, назначается на одну из специальностей, из которых состоит производство.
Хозяин фабрики заботится не только о технической подготовке усеников, но и о воспитании последних. Нанят особый воспитатель, под надзором которого ученики находятся в правздничное и нерабочее время; он следит, чтобы ученики содержали в чистоте свою одежду и белье, чтобы кровати в течении дня были прибраны.
За проступки ученики подвергаются оставлению без чая, лишению кушанья за обедом, выставке во время последнего на видном месте, оставлению без наград, без отпуска к родным, - таким взысканиям, без которых не обходится ни одно образовательное заведение. Телесными наказаниями или побоями учеников ни в каком случае не подвергают.
В хорошую погоду в праздничные дни ученики, под присмотром воспитателя, ходят гулять по городу, а летом – и за город.
В отпуск к родным ученики ходят довольно редко. Чтобы по возможности оградить от всякого внешнего вредного влияния, ученики отпускаются домой только в большие праздники и не иначе, как по билетам, выдаваемым из конторы; в билете обозначается время выдачи последнего; от родителей же и родственников ученика требуется помечать на билете, что ученик действительно был у них, и что в известный час он пошел обратно на фабрику.
Ученики освобождаются от всякого рода черных работ, для исполнения которых есть особые работники. Пища учеников состоит из обеда и ужина (каждый из 3-х блюд); два раза в день их поят чаем. В столовую и обратно ученики идут в порядке, попарно; перед принятием пищи и после того они поют молитву. Каждому ученику ставится отдельный прибор.

Школа, устроенная при фабрике, имеет частью общеобразовательный, а частью специальный характер.
Общеобразовательные предметы следующие: Закон Божий, русский язык, арифметика, пение и гимнастика; ученикам даются также некоторые сведения по геометри и географии. Размер преподавания обусловливается возможностью получить свидетельство по отбытию воинской повинности 4 разряда.
Специальные предметы школы – черчение, рисование, скульптура (лепка из глины и воска) и каллиграфия.
Обучение рисованию имеет строго-технический характер, принаравленный к изготовлению вещей из серебра и золота.
Первые месяцы ученики рисуют в тетрадях из писчей бумаги или на аспидных досках элементы, встречаемые в простейшем орнаменте разных стилей.
После того, в первом же году, переходят к рисованию на ватманской бумаге простейшего оргамента в большем размере; рисуют с оригиналов: ветви с листьями, цветами и птицами, кубки, доски для евангелей и альбомов, вазы и прочее.
Рисуют карандашом без тушовки (или с легкой тушовкой), но с оттенением линий; при составлении технических рисунков прибегают к пособию линейки и циркуля.
Уже со второго года занятий рисунки начинают тушевать и раскрашивать, преимущественно для показания цветов эмали.

Вся фабрика делится на следующие отделения:
1) художественно-техническое, т.е рисовальное, скульптурное, чертежное и живописи по эмали;
2) чеканное;
3) гравировальное;
4) эмальированное;
5) монтировальное;
6) токарное;
7) позолотное посредством гальванизма;
8) кузнецу;
9) контору.
Мастеровые чеканного отделения рисуют головы и др. части человеческого тела – с оригиналов или гипсовых слепков.
К занятию специальными предметами допускаются не одни только ученики (несовершеннолетние), но и взрослые мастеровые.
Занятия общеобразовательными предметами обязательны для учеников в течении всего контрактного времени. Учебные занятия продолжаютс круглый год, без перерыва.
Все ученики разделяются, для классных занятий, на группы по 15-20 человек; такие группы занимаются, по мере возможности, по 2 – 3 часа в день; утром с 9 – 12 ч. или после обеда с 1 – 4 часов.
При школе есть довольно обширная библиотека, составленная из книг преимущественно религиозно-нравственного содержания.

Школа имеет свой педагогический совет, составленный из лиц администрации (по назначению хозяина фабрики) и из учителей.
На обязанности совета лежит удовлетворение всех нужд школы, а также производство поверочных испытаний. Лица, окончившие в успехом полный курс учения, получают установленный аттестат за подписью членов совета школы.
Школа основана гораздо позже, чем сам завод, - поэтому было время, когда обучение ремеслу было чисто эмпическое. Замечено, что молодые мастеровые, прошедшие через школу, решительно превосходят старых, обучавшихся без участия последних.
Все последние, лучшие работы, исполнены молодыми мастеровыми, уже бывшими в школе.

Следует еще добавить, что школа и другие меры, выполненные Павлом Акимовичем Овчинниковым и некоторыми другими фабрикантами серебряных и золотых дел, значительно возвысили нравственный уровень мастеровых.
Еще не так давно, лет 15 тому назад, мастеровые серебряных и золотых дел считались одними из самых грязнейших и наиболее распущенных в нравственном отношении, - они были не лучше сапожников или портных; все получаемое – сейчас же растрачивалось; кража металлов и вещей была самым обыкновенным явлением; к работе они относились небрежно, без всякого внимания; сколько нибудь сносная художественная подготовка совершенно отсутствовала, - оттого изделия были весьма низкого достоинства.
Теперь все это совершенно изменилось
«Даже не веришь глазам», - говорит один из пожилых фабрикантов, - когда глядишь на теперешнего мастероваго и вспоминаешь о прежнем.
Прежний рваный, грязный, нечесанный и в опорках мастеровой, теперь одевается чисто, а в праздничные дни – даже франтово, хотя жалование он получает теперь почти тоже, что и прежде».
Значительную часть свободного времени нынешний мастеровой проводит за чтением, привлекая к этому и неграмотных слушателей, у которых, таким образом, время идет незаметно.
Случается, что нынешний мастеровой ходит по праздникам в театр, находя в этом для себя развлечение; есть даже такие, что любят оперу.
В тоже время пьянство между мастеровыми этого цеха быстро уменьшается, и не только вследствии смерти или оставления работы такими мастеровыми, но и от их исправления под влиянием хороших примеров.
В прежнее время даже беднейшие городские жители неохотно отдавали своих детей в учинье серебряному делу, - учеников приходилось набирать из деревень.
Теперь поступает много учеников из хороших городских семейств; при этом, нередко, родители усиленно добиваются, чтобы их сына взяли в учение, говоря в объяснение настойчивости своей просьбы: «у вас и жалованье хорошее, и из бывших учеников выходят трезвые люди
".






Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: П.А. Овчинников. Документальные зарисовки.

Сообщение Нелунатик-увы » 20 ноя 2019, 21:53

Из отчета о выставке 1882 года

"Имя г. Овчинникова известно чуть ли не всей России; известность эта приобретена им самим, его личной энергией, его трудом, его дарованием. Известно также, что г. Овчинников, начав с того, что сам был работником, довел, в течении 20-ти лет свое мастерство до высокой степени совершенства.

Чашка Памятная. Фирма П. Овчинникова, 1868 год








Он являлся на всех выставках в России и заграницей, и каждый раз, всеми замечено было, как постепенно вырастало и расширялось его производство и как вместе с тем, оно совершенствовалось, принимая более и более художественный и разнообразный характер… Нет такой отрасли в золотых дел мастерстве, нет почти такого оттенка, которые не представляли б здесь своего образа. Крупные скульптурные, отливные и чеканные работы, эмаль во всех ее применениях, обронная работа, гравировка в металле, - все можно здесь встретить в крупных и мелких видах.

Часы настольные. Фирма П. Овчинникова








Форм предметов и назначение их так разнообразно, что нет никакой возможности из здесь перечислить. Укажем только на те произведения, которые отмечены новыми приемами, являющимися в первый раз в области русского серебряного мастерства. К числу таких принадлежит оклад Евангелия, украшенный в середине Распятием и Святыми по бокам, исполненными способом так называемым перегородчатыми (cloisonе). Способом этом, доведенным до высочайшей степени совершенства византийскими греками в IХ,Х и ХI столетиях, заключается в том, то весь контур живописного изображения на золотом фоне исполняется тончайшей золотой ленточкой, припаянной на ребро; в промежутках накладывается эмаль, цвета отличающего изображению, потом она обжигается в огне и шлифуется. Трудность при исполнении требовала такого чувства в рисунке, требовала такого технического знания, то при общем упадке искусства в средние века, способ этот было совершенно оставлен и при возобновлении эмальерного дела, после крестовых походов, заменяется способом так называемым champleve, т.е. гравирования в металл тех углубленных частей, которые предназначались для эмали. Вся честь возобновления этого высокого художественно приема принадлежит г. Овчинникову не только у нас, но и в Европе.

Подстаканник Радостный. Фирма П. Овчинникова, 1878 год








К числу также новых приспособлений украшения драгоценных металлов принадлежит кувшин с японским травным рисунком на фоне из полив пурпурного цвета. Предмет этот с первого взгляда остановил на себе всеобщее внимание знатоков.

Чайник, сахарница и молочник Пурпурные. Фирма П. Овчинникова








К чести г. Овчинникова надо отнести и то еще, то он умел подготовить себе достойного преемника в лице своего сына; начав, подобно отцу , простым работником, он, пройдя все степени на поприще своего мастерства, в настоящее время есть главный помощник отца, главный двигатель целого обширного дела".

Братина. Фирма П. Овчинникова,1896 год






Андрей 62
Сообщения: 454
Зарегистрирован: 02 ноя 2015, 15:46
Откуда: Новосибирск, наукоград Кольцово

Re: П.А. Овчинников. Документальные зарисовки.

Сообщение Андрей 62 » 11 янв 2024, 18:59

Пора бы уже и до Овчинниковых добраться, замахнуться))). Повод давно есть, ибо большая часть изложенного в статье Биографического словаря от 1888 года с м.т.з. полная ересь. Вот адаптированный текст.

Родился Павел Акимович, действительно, в 1830-ом году, но не в Отрадном, а в селе Суханово, Подольского уезда. В семье дворового человека Акима Васильева и его жены Настасьи Филипповны. И не 25 марта, а 18 июня. Названный в статье «Д.Волконский» (Дмитрий Петрович) скончался ещё в 1812 году, и в год рождения Павла имение принадлежало вдове князя Екатерине Алексеевне.
«в 1850 году женился…» и далее на приданое в 1851 году открыл мастерскую, а в 1853 уже оборот огромный.... Увы, но всё было не так. Павел женился в Москве в ноябре 1854 года на московской мещанке Марфе Ивановне Рыковой. Думаю, что к этому времени его родителей Волконские переселили уже в другую деревню.
В статье говорится, что Павел в Москве попал в мастерскую брата А.Овчинникова. Вот отсюда тянется другое заблуждение. «А»- это Алексей Овчинников, которого логично называют старшим братом. Действительно, Алексей Акимович будет и купцом, и заведующим на фабрике Павла, и даже откроет свою фабрику. Только Алексей не старший, а младший брат. Он родился в 1833 году. О других братьях информацию в научных трудах я не встречал, а они у Павла были. Старшие: Василий, Иван-1, Михаил, Иван-2. Да ещё три младших. Мещане, цеховые ювелирного и медного цехов, купцы. Да ещё и сестра Агрипина, которая вышла замуж за владельца серебряного заведения. Брат Иван-1 рано приехал в Москву из отпущенных от Волконских. Женился на Елизавете Деминой. В 1853 году он с братом Павлом проживал в доме ямщичихи Ероховой в Москве. Там жила и будущая невеста Павла да ещё и сестра Агрипина с мужем.
Про оборот мастерской в 1,5 миллиона рублей в 1854 году и про 400 работников даже говорить не хочется. Это из области фантастики. В конце статьи сказано, что Овчинников скончался 9 апреля 1888 года. На самом деле 7 апреля от паралича правой стороны.
Трудно объяснить почему в статье собралось столько ошибочных сведений. Возможно, авторы записывали что-то со слов родственников, которые не всегда точно помнили как всё было в действительности. Или просто халтурили.

Ответить

Вернуться в «Производители подстаканников»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 14 гостей