На сайте
Евгений в теме «ПАС» показал скан объявления из издания «Вся Москва» 1930 года, где говорится, что Артель Серебряников существует с
1905 года.
Размещу в теме икону Казанской Божией Матери с эмалевыми венцами, щедро украшенную диковинными цветами. Прекрасная работа 1-ой Артели Серебряников.
Казанская икона Божией Матери, клеймо 1яМ.А и 1.М.С.Р.А.
Революция
1917 года. Переворот, ломка, рубка в политике и экономике, в судьбах миллионов и миллионов людей.
Курс нового правительства направлен на ликвидацию частной предпринимательской собственности. Национализация, конфискация, реквизиция, закрытие, контроль…
Рабочий контроль в 1918 г., художник Георгий Константинович Савицкий, 1926 год
Что стало с 1-ой Артелью Серебрянников?
Сохранился
Отчет за
1917 год
Второго Московского Ссудо-сберегательного товарищества, которое объединяло трудовые артели Москвы. Товарищество было открыто в мае 1917 года, оно выдавало ссуды трудовым артелям, в числе которых значилась и 1-я Московская Артель Серебряников.
Членом правления товарищества состоял Ларин-Иванов А. В. (буквально пара слов о нем будет ниже).
Итак, возможно с перерывами, но все же предприятие функционировало в 1917 году.
24 декабря 1918 года некий гражданин
Капустин М. Г. написал ходатайство в Московский Совет Народного Хозяйства: «
от Т-ва под фирмою М.Г. Капустина честь имеем просить Московский Совет Народного Хозяйства зарегистрировать устав артели, прилагаемый».
В Уставе указано наименование промыслового кооперативного товарищества: «
Первая Московская Артель Серебрянников по производству церковной утвари и электрической арматуры».
Целью артели значилось: «
Содействовать материальному и духовному благосостоянию своих членов совместной организацией изготовления, ремонта церковной утвари из серебра и бронзы и электрической арматуры, и выполнения всякого рода работ по обработке металлов».
Коллегия Кооперативно-Регистрационной комиссии рассмотрело поданные документы на соответствие кооперативным законам и
23 января 1919 года утвердило внесение в реестр М. С. Н. Х.
Устава 1-ой Артели Серебряников. Председатель артели –
Капустин Михаил Герасимович. Путь предприятия продолжился.
Весной
1920 года мастерскую товарищества
обследовал представитель Отдела ремесленно-кустарного производства М. С. Н. Х.
В мастерской имелись токарно-давильные станки, револьверный, шлифовальный, сверлильный, прессы, ножницы маховые, Зик-машина… Вердикт проверяющего: «
Мастерская оборудована великолепно».
В Акте проверки инспектирующий отметил, что «
на месте находится некоторое количество полуфабрикатов электрической арматуры, проволока для выработки сапожных шпилек, в данное время изготавливают пуговицы, серебряные обручальные кольца».
После инспекции возникла реальная угроза закрытия артели, потому как в Уставе предприятия было прописано: «
Если число членов т-ва окажется менее семи, Правление обязано немедленно созвать общее собрание, которое постановляет о прекращении т-ва, если до того времени т-во не пополнится новыми членами». А в это время в артели постоянно работало всего 4 человека, да 3 наемных подростка.
Но артель удалось сохранить. В скором времени ряды артельщиков пополнились, в мастерской работало уже более 20-ти человек, тем самым угроза закрытия предприятия отпала.
Надо отметить, что костяк артели состоял из квалифицированных специалистов, которые работали в мастерской и до революции.
Вот некоторые артельщики (Ф.И.О., специальность, время поступления в товарищество):
Борисов Александр Иванович, гравер –
1905 год;
Ларин-Иванов Алексей Васильевич, гравер –
1905 год;
Корнилов Василий Геннадьевич, монтировщик –
1905 год;
Артемьев Павел Николаевич, монтировщик –
1905 год;
Леонтьев Иван Константинович, монтировщик -
1906 год;
Майоров Петр Васильевич, отделочник –
1914 год
Здесь несколько раз встречается дата поступления артельщиков в товарищество –
1905 год. Эта цифра уже фигурировала выше в объявлении 1930-го года как год образования артели. Действительно, как говорят документы, фактическое начало работы по производству 1-ой Артели Серебряников -
10 марта 1905 года.
Советская власть поощряла и поддерживала объединение мелких собственников в артели, громкие эпитеты звучали в словах вождя пролетариата: «
гигантское, необъятное значение приобретает для нас кооперирование России».
А это строки статьи
1918 года из журнала «
Власть Народа»: «
В действительности, развитие революции нанесло кооперации, как и всему организму России, не мало тяжких ударов… поставил ее в необычайно тяжкое положение».
Невиданная хозяйственная разруха, расстройства денежного обращения, острые проблемы с сырьем – все это делало положение кооперации очень сложным. Многим и многим артелям приходилось буквально выживать.
Пытаясь устоять на ногах, 1-я Артель Серебряников брала в работу все, что могли сделать. В начале 20-х артель выпускала:
- серебряные и бронзовые ризы, кресты. Лампады, оклады на Евангелия, одежды на престолы, гробницы и жертвенники;
- электрическую арматуру, лампы настольные, бра настенные, фары автомобильные, насосы, генераторы и патроны;
- кастрюли медные, алюминиевые и другие хозяйственные принадлежности
Предположу, что название артели менялось: до революции это была «
1-ая Серебряная артель по производству церковной утвари» (мое предположение), а после революции «
1-ая Серебряная артель по производству церковной утвари и электрической арматуры» (документальное свидетельство).
Витрина магазина МПО, журнал Крокодил, 1923 год
Советская власть по возрастающей шла в наступление на религию, как «
чрезвычайно вредную для трудящихся масс». Поругания, гонения, травля на церковь и их служителей, на обряды и христианские традиции обострялись с каждым днем.
Алексей Орешников, сотрудник Исторического музея, дневник
1922 года: «
Вчера она (Леня) играла в ГПУ (чрезвычайка) и вошла в суфлерскую будку; в ней стояла скамейка, сколоченная из иконы св. Иоанна Богослова...»
Никита Окунев, служащий пароходства, дневник
1924 года: «
О храме в Пименовском переулке… в открытых царских вратах — бюст Карла Маркса; в позолоте иконостаса — портреты Ленина, Троцкого, Либкнехта… На иконе против царских врат надпись: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь…»
Закрывались храмы, монастыри, востребованность в предметах церковной утвари падала.
В
1924 году Артель
перерегистрирует Устав, теперь ее название – «
Первая Московская Артель Серебряников – производство Электрической Арматуры, автомобильных и хозяйственных принадлежностей", как видим, «
производство церковной утвари» осталось
в прошлом.
Задача на сообразительность, 20-е годы. Как двумя ударами ножниц избавить рабочего и двух работниц от неприятного соседства?
Во
второй половине 20-х годов артель крепко стояла на ногах. В ходе очередного обследования предприятия один из проверяющих отмечал: «
Видно, это довольно прочное и солидное дело. С организационной стороны никаких дефектов не обнаружено».
В товариществе работало около 30 человек, несколько учеников, некоторые из работающих жили при артели.
Предприятие было обеспечено заказами, ассортимент продукции расширялся. Кроме электроарматуры и автомобильных и хозяйственных принадлежностей мастера артели изготавливали
центрифуги для испытания жира на молоке;
музыкальные трубы и даже
серебряные портсигары.
Также в сменах мастерской производили никелирование и лужение самоваров, золочение и серебрение разных предметов.
Возможно, и клеймо ставили на своих изделиях, вот бы увидеть предметы артели тех лет!
Лампочка Ильича, фотограф Аркадий Самойлович Шайхет, 1925 год
Как сказано выше, в первые годы работы артели председателем правления сначала был
Капустин Михаил Герасимович. Затем на посту его сменил
Иванов-Ларин Алексей Васильевич, позднее –
Барков Георгий Павлович и
Блинов Петр Андреевич.
С 1923 года артель состояла в
Меткомпромсоюзе. В справочнике Вся Москва за 1927 год указано, что мастерская товарищества относится к Мосгико, но мне думается, это опечатка, больше упоминаний об прикреплении артели к инвалидному объединению не встречала.
Последняя информация об 1-ой артели Серебряник в адресных и телефонных справочниках Москвы относится к
1930-ому году. Потом, как самостоятельное предприятие, она уже не значилась.
Но не могло же все просто исчезнуть, производство было отлажено, продукция была востребована. Куда делось технологическое оборудование, что стало с квалифицированными специалистами?
В теме Автоштамп
Евгений писал (тогда еще была версия, что Первая артель серебряников и ПАС одно и тоже):
«
А вот и ещё одна взаимосвязь - Товарищества "Металлист-кооператор" и Первой артели серебрянников" (ПАС) (адрес - Б. Почтовая, 12)
Сведения из справочника "Вся Москва" за 1931 год.
Вероятно, ПАС влилась в товарищество "Металлист-кооператор", и стала просто отделением №3».
Действительно,
летом 1930-го года произошло
слияние артелей:
1-ая Артель Серебрянников
Техническая сила
Гейзер (бывшая Техника XX века)
Московский Металлист
Металлист-Кооператор
И стало
Московское Металлическое Кооперативно-Производственное объединенное т-во «Металлист-Кооператор». Предприятие со своей будущей историей. В истории которой есть частица истории артели Серебряник
Фрагмент рамы оклада иконы Николая Чудотворца, 1-ая артель Серебряников