Страница 2 из 4

Re: Ленинград, Академия художеств и клеймо МАХ

Добавлено: 04 май 2020, 10:39
Нелунатик-увы
Этот материал сначала думала разместить в разделе Разное. Но потом все же решила, что возможно он будет не лишним и здесь.

Газета «Труд», статья о советском здравоохранении, 1927 год: «В тяжелых условиях протекали первые годы советского здравоохранения. После Октябрьской Революции большинство больниц не работали, не было работников, не было средств. А тут еще нагрянули эпидемии. Внезапно появившаяся в сентябре 1918 года эпидемия испанки, протекала очень тяжело и уносила большое количество жертв. Почти одновременно начал свирепствовать свиной тиф. Летом 1919 появилась холера, летом 1920 – эпидемия брюшного и возвратного тифа».
Волна эпидемий грозила захлестнуть все завоевания Октября. Требовались героические меры для борьбы с эпидемиями.
Плакат Холера уже поселилась у нас и ея костлявая армия - смерть грозит фабрикам и заводам, грозит армии. Все к оружию! Все на прививки! Враг не ждет, 1920 год



Постепенно восстанавливается работа больниц, открываются новые медицинские пункты. Успешная борьба с эпидемией становится невозможной без активного участия в ней трудящихся. В работу по здравоохранению вовлекаются сами трудящиеся, создаются, комиссии по проведению недели канализации и водоснабжения (которые находились в весьма антисанитарийном состоянии), создаются многочисленные рабочие комиссии чистоты. Только в 1921 году стихает волна эпидемий, уступая организованному отпору трудящихся.
Теперь необходимо от побед над эпидемиями перейти к оздоровлению труда и быта, к предупреждению заболеваний. Вся работа здравоохранения переведена на новые пути профилактической, предупредительной медицины. Методы и формы санитарного просвещения становятся все более разнообразными. Это и передвижной театр санпросвета, лекции, доклады, беседы, передвижные вставки, экскурсии.
Плакат Выставка-музей здравоохранения, автор Грузенберг С.Н., 1919 год



Владимир Маяковский писал о важности агитационно-просветительной работы «по борьбе за чистоту жилищ, против плевания на улице, за отмену рукопожатий». Он подчеркивал, что этот социальный заказ должен быть не менее значим, чем «стихи Есенина». И одним из направлений борьбы и профилактики с инфекционными заболеваниями в это время стала кампания за «Отмену рукопожатий».
Плакат из серии Личная гигиена, художник Лебедев, автор стихов Маяковский, 1930 год



А это строки письма, напечатанного в «Комсомольской правде»: «Необходимость борьбы с этим позорным явлением прошлого – рукопожатием ясна для каждого молодого сознательного ленинца. Мы ставим этот вопрос в плоскости:
а) антисанитарии данного акта, как источника заразы. На руках могут находиться зародыши заразных болезней, как-то: туберкулеза, ангины, крупозного воспаления легких, венерических болезней и т.д.;
б) строительства нового быта. Поскольку рукопожатие является преступной выдумкой попов и буржуев, которым было выгодно заражать забитых рабочих и крестьян, мы с презрением должны откинуть этот метод
».
Карикатура Малютина И.А. из журнала «Крокодил», 1925 год



В начале 20-х годов по всей стране начали создаваться общества борьбы за новый быт. Так в Пензенской губернии в городе Чембарск в уставе общества было записано: «Наша цель – изучение вопросов старого и настоящего быта и борьба за установление и проведение в жизнь вопросов «нового быта».
Правила поведения, как заповеди, были обязательны для каждого члена, они включали в том числе: «не танцевать, быть опрятным, искоренить матерщину, отменить рукопожатия».
Карикатура Ротова К.П. «Прежняя закваска», журнал «Крокодил», 1930 год



В 1925 году вышла книга автора с металлической фамилией Железный Александр «Как жить, чтобы здоровым быть?». В ней даны рекомендации для подрастающего поколения: «Объясняй ребятам о вредности углекислоты, пыли и заразных болезней. Никогда не плюй на пол. Здоровайся по пионерски, без рукопожатий».
В своде «Законов и обычаев пионеров», изданном в 1925 году, первый закон младых строителей коммунизма гласит: «Пионер охраняет здоровье свое и других. Пионер регулярно занимается гимнастикой… Он чистит и стрижет ногти… Пионер не подает руки: для приветствия у него есть салют пионеров, а через руки можно передать заболевания».
Фотография из газеты «Пионерская правда» 1926 года



Газета «Иркутск» в 1923 году опубликовала статью, где пишет: «Во многих учреждениях города Иркутска висят плакаты: «Приветствия без рукопожатий». Кто не соблюдает данное правило, обязан платить штраф в пользу воздухофлота.
Причем в каждом учреждении, предприятии, отделе специально наблюдающих за сбором штрафа снабжали специальными талонными книжками для сбора денег, оштрафованному при взносе штрафа выдают талон. Несомненно, при неуклонном соблюдении и проведении в жизнь лозунга «приветствие без рукопожатий» - даст солидный взнос в фонд воздухофлота
».
Карикатура Храпковского М.Б., журнал «Крокодил», 1926 год



С призывом «Долой рукопожатие» был выпущен специальный значок. Право на его изготовление принадлежало Производственному Бюро Академии Художеств.
Вестник комитета по делам изобретений, промышленный образец за №11 от 28 сентября 1925 года



Описание рисунка значка «Долой рукопожатие»:
«Рисунок значка изображает собой монограмму букв Д и Р, переплетенных в верхней части букв. Значок металлически-серебристый или медно-серебристый, причем буква «Р» покрыта белой эмалью, а буква «Д» - синей эмалью. Под буквой «Д» - дощечка, зажатая между нижними краями буквы. На дощечке тисненная надпись «долой рукопожатие». Позади значка (на обороте) винт или з-а к платью».



Автор значка – профессор Академии Художеств Рославлев Мирон Ильич. Архитектор, график, музейный деятель, человек, который свою жизнь посвятил «служению идеалам искусства» (из письма Рославлева Бенуа).
Сорин Савелий Абрамович, портрет архитектора Рославлева М.И., 1915 год


В своей книге «Старый Петербург – новый Ленинград» автор пишет об «оздоровлении организма города и его населения, имеющей первостепенное значение в смысле создания крепких физических основ для нового революционного быта, нового человека». Мирон Ильич уважал прошлое, но жил настоящим, и одним из свидетельств этого является значок «Долой рукопожатие», это маленький, но важный агитационный атрибут как писал профессор «на новом фронте борьбы за здоровье».
Значок «Долой рукопожатие»



Еще совсем недавно все эти эпидемии, меры по борьбе и профилактики с ними были прошлым. Но правду говорят - никогда нельзя зарекаться, с горечью приходится констатировать – все, что происходит в мире по короновирусу, вольно или невольно касается каждого. Ученые бьются за разработку вакцины против него, Путин дал распоряжение о сроках ее создания (не смешно ли), а что можем мы? Рекомендации и те, что 100 лет назад: «К числу мер против заразных болезней относятся: извещение, изоляция больных и подозрительных, дезинфекция и некоторые другие меры, применяемые при эпидемическом распространении заразных болезней», - «Гигиена - краткий очерк здравоохранения», авторы доктора Булатов П.Н. и Фрейгберг Н.Г., 1926 год. Одним из мер осторожности во время эпидемий является неконтактное приветствие, нерукопожатие.

Re: Ленинград, Академия художеств и клеймо МАХ

Добавлено: 05 май 2020, 22:03
Valmoos
Ленинград, Академия художеств и клеймо МАХ
А что можно сказать об ордене Трудового Красного Знамени РСФСР с клеймом МАХ?

Re: Ленинград, Академия художеств и клеймо МАХ

Добавлено: 05 май 2020, 22:13
Valmoos
добавлю еще фото

Re: Ленинград, Академия художеств и клеймо МАХ

Добавлено: 05 май 2020, 23:43
ESol
Valmoos писал(а):
05 май 2020, 22:03
IMG_423712.jpgА что можно сказать об ордене Трудового Красного Знамени РСФСР с клеймом МАХ?
Можно сказать только, что клейма неправильные(((((((((

Re: Ленинград, Академия художеств и клеймо МАХ

Добавлено: 06 май 2020, 07:18
Нелунатик-увы
Да, клейма весьма печальные, лучше бы вообще не ставили. Обратите внимание на оборотку.

Орден Трудового Красного Знамени РСФСР из ГИМ. Атрибуция - Ленинградский монетный двор






Нет сведений о том, что данный орден изготавливали в Академии художеств, поэтому, Евгений, может стоит данные посты об ордене перенести в Атрибуцию?

Re: Ленинград, Академия художеств и клеймо МАХ

Добавлено: 06 май 2020, 15:50
Valmoos
Настоящий орден выполнялся из бронзы. Этот из серебра. Понятно, что это копия. Но, могла ли она быть выполнена в мастерских по заказу орденоносца? Как вы думаете?

Re: Ленинград, Академия художеств и клеймо МАХ

Добавлено: 06 май 2020, 16:05
Нелунатик-увы
Valmoos писал(а):
06 май 2020, 15:50
Настоящий орден выполнялся из бронзы. Этот из серебра. Понятно, что это копия. Но, могла ли она быть выполнена в мастерских по заказу орденоносца? Как вы думаете?
Нет. Если орден был выполнен по заказу орденоносца (хотя о таких случаях читала только для дореволюционного периода), зачем ставить фуфловые клейма?

Re: Ленинград, Академия художеств и клеймо МАХ

Добавлено: 06 май 2020, 18:35
Valmoos
Спасибо!

Re: Ленинград, Академия художеств и клеймо МАХ

Добавлено: 19 ноя 2020, 17:46
ESol
Просматривая материалы для новой темы по клеймам России и СССР периода 1917- 1952 гг, на одном из знаков на смерть Ленина с клеймом МАХ я заметил одну интересную особенность





Вместо обычного пробирного клейма Ленинградской пробирной инспекции (с буквой Альфа) стоит пробирное клеймо Закавказской (Бакинской) пробирной инспекции (с буквой Дзета)




По Каталогу клейм Постниковой-Лосевой в период так называемого Правого кокошника (женская голова повёрнута вправо) 1908-1927 гг у Закавказской пробирной инспекции была буква Омикрон





Буква Дзета появилась (согласно Каталогу ПЛ) только в период с 1927 г ( но вместо женской головки появилась голова рабочего с молотом, да и проба серебра сменилась с 84 на 875)
Значит, всё же в Каталоге ПЛ что-то упущено???? (я поднимал эту и тему и по поводу Красносельской пробирной инспекции).

Re: Ленинград, Академия художеств и клеймо МАХ

Добавлено: 19 ноя 2020, 18:54
Valmoos
Весьма интересно! Что это может означать в случае с орденом? Как Вы думаете?