Завод камней-самоцветов №2

Клейма Кольчугино, реставрационные клейма, клеймо МГ.4 и МГ, Клеймо МЮТ, портсигары с клеймом ИК, клейма «М-онь» и «М-он», ленинградская артель Труд-гравер и клейма тГр
Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Завод камней-самоцветов №2

Сообщение Нелунатик-увы » 12 янв 2016, 21:04

Статья "Мастера камня", журнал "Техника - молодежи" №3, 1937 год:

"На Обводный канал, где помещается 2-й Ленинградский завод русских самоцветов, везут со всех концов страны красивейшие цветные камни.
В глыбах, плитах, обломках лежат на заводском дворе прекрасные дары природы: розовые орлецы, голубые лазуриты, серые яшмы, зеленые амазониты, нефрит цвета морской воды…

Бульдог из уральского ангидридаа


Когда здесь накопится 65 т чудесных камней, надо будет выбрать всего 2 т отборного, самого красивого камня, чтобы изготовить из него замечательный экспонат для Международной Парижской выставки 1937 года – огромную карту индустрии Советского Союза.

Трудно увидеть где-либо карту таких масштабов. Размер ее около 20 кв. м! Горы, моря, леса – все это делается из цветного камня богатейших расцветок (ведь одна яшма имеет двести цветов!). Ярко-красные рубины укажут на карте города нашей страны. Дымчатые топазы будут помещены в тех точках, где находятся нефтяные промыслы. Хризолиты покажут местонахождения бумажных комбинатов. Бирюзовый пунктир из аквамиринов покажут трассу Северного морского пути.
Вся это мозаика будет поддерживаться большой бронзовой рамой. Ведь карта будет весить целых две тонны! И работают над ее созданием 192 специалиста: полировщики, наборщики, резчики, шлифовальщики, ювелиры, огранщики… Много искусства и вкуса нужно вложить в этот яркий и драгоценный экспонат.

Чтобы везти карту в Париж, она будет разборной и имеет 72 секции, которые будут смонтированы на выставке.
Расцветку всей мозаики подбирают заслуженный деятель искусств проф. И. Бродский и художники Грабарь и Пименов.
Карта из самоцветов – вторая большая работа завода, который несколько месяцев назад, совместно со Свердловской фабрикой, делал из русских самоцветов кремлевские звезды.

Многие десятилетия карта будет наглядно рассказывать нашим потомкам о двух исторических пятилетках строительства советской индустрии. Изделия из самоцветов очень долговечны…

Во дворе завода русских самоцветов, в каменных глыбах и обломках, вы никогда не найдете будущего сверкающего самоцвета.
Камень еще тускловат, сер и мутен. Нужные ему блеск, чистоту красок и форму дадут на заводе.

Три ступени обработки проходит камень: предварительное оформление, шлифовку, полировку…
Постепенно, через ряд вращающихся планшайб и обдирочных кругов, проходит каменная пепельница или чернильный прибор. Их шлифуют сначала грубым карборундом, потом более мелким, потом войлочными терками. На специальных патрончиках в другом цехе нумеруют самоцветные запонки, трут их порошком зеленого крокуса, полируют на оловянных кругах. Так получают свой подлинный и красочный блеск яшма, лазурит и орлец, использованные в запонке, кольце или серьгах.

Пудреница из яшмы


А рядом в небольшой комнате – цех огранки. Здесь дорогие и ценные камни – лиловый аметист, голубые топазы, зеленые изумруды, синие сапфиры и др. Немногочисленны ряды гранильщиков – рабочих сложной и искусной квалификации.
Умение гранить передавалось по наследству, и имена искуснейших русских гранильщиков Подкорытова и Татаурова известны ювелирам международного рынка.

Портсигар из коричневой орской яшмы


… Но вот камень отшлифован, огранен. Что же дальше? Теперь очередь за ювелирами.
Немногие люди из молодого поколения освоили эту сложную творческую профессию. Ажурщики, филигранщики, закрепщики, мундировщики – много специальностей в ювелирном искусстве.
Мастер Иванков двумя маленькими плоскогубцами собирает тончайшую серебряную цепочку. Каждое ее ушко меньше 2 мм в диаметре, оно плохо видно простым глазом, и монтировать ее надо с лупой.

Разглядите внимательно эту красивую брошь, изображенную на фото. Такие делает мастер Щепков. Перед ним на карте рисунок – хитросплетенный узор филигранной броши. Он наклеивает по линиям рисунка тончайшие витые проволочки, которые сам свил и вытянул из ценного металла, и нередко в таком узорчике надо собирать до тысячи миниатюрнейших кусочков проволоки, незаметно закрепить их в ажур, окружив им драгоценный граненный аметист или голубой топаз. И тогда перед вами возникает красивейшее кружево из металла.

Филигранная брошь


Но что за ступки, валики, мелкие детали, изображенные на снимке? Какое отношение они имеют к самоцветам?

Лабораторная ступка из канканской яшмы

Цветные камни играют теперь большую роль не только в архитектуре – красивых колоннах и балюстрадах, не только в украшениях одежды и быта. Они призваны на службу технике. Устойчивость, крепость, твердость, нестираемость камней – важнейшие качества для современной индустрии…"

Клоун из самоцветов

alepino
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 27 май 2015, 15:34

Re: Завод камней-самоцветов №2

Сообщение alepino » 13 апр 2016, 09:47

Всем добрый день! Уважаемые знатоки, нужна Ваша помощь! Попался портсигар из оникса, как на фото на 1 странице производства треста "Русские самоцветы". Портсигар полностью идентичный с представленным, совпадает все, включая вес. Вот только на моем нет вообще никаких клейм. окантовка портсигара из металла похожего на серебро позолоченное, но без пробы. Возможно ли, что "Русские самоцветы" выпускали такие вещи не в серебре? На передней крышке портсигара есть полустертая надпись "курорт Ессентуки. август 1947". Может быть у кого-то есть какие-то догадки или кому-то встречались подобные вещи. Очень бы хотелось прояснить этот вопрос.








олеглис
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 26 авг 2016, 20:01

Re: Завод камней-самоцветов №2

Сообщение олеглис » 26 авг 2016, 20:54

Недавно попалось серебряное кольцо с маркировкой 3рс1 с ярким красным камнем что означают цифры 3 и1 и как определить камень :du_ma_et:

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Завод камней-самоцветов №2

Сообщение Нелунатик-увы » 11 ноя 2016, 21:32

Сама нежность. Юта Иоханнесовна Паас-Александрова. Колье Первый бал, серебро, горный хрусталь, 1967 год



Источник: Статья Г. Капелян "Тенденция развития" (из книги Крамаренко Л.Г. "О красоте и пользе")

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Завод камней-самоцветов №2

Сообщение Нелунатик-увы » 09 мар 2017, 10:53

Шкатулочка Под сводом ночи, клеймо "2С5", 1955 год




Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Завод камней-самоцветов №2

Сообщение Нелунатик-увы » 29 мар 2017, 18:49

М. Чижова, статья «Наши ювелиры», журнал «Декоративное искусство СССР», №3, 1970 год:


"Лучшим ювелиром Ленинграда, виртуозно владеющим всеми тонкостями ювелирной техники – филигранью, зернью, всевозможными видами плетения из серебра, - является безусловно, Ю. Паас-Александрова. Ее отличает особое умение найти для каждой вещи свое образное звучание. Художница с полным правом может давать конкретные названия своим гарнитурам: «Первый бал», «Свадебный», «Серебряная свадьба»…
В гарнитуре «Первый бал» удлиненный, чистый, как капля росы, горный хрусталь удивительно гармонирует с простой и изящной серебряной оправой.
В «Серебряной свадьбе» все торжественно и в тоже время строго. Изысканное, филигранное плетение придает гарнитуре особую нарядность, а камень-кровавик стальным блеском сливается с тоном серебра.

Ю. Паас-Александрова. Гарнитур «Серебряная свадьба». Серебро, кровавик



Художница прекрасно чувствует природу камня и любит создавать вещи (пепельницы, туалетные коробки и т.д.), где камень демонстрирует все свое цветовое и фактурное разнообразие. В гарнитурах она всегда подчеркивает игру камней оправой. Гладкий сиреневый флюорит становится еще нежнее в сочетании с серебряной зернью. А «Аметистовая щетка» контрастирует с гладкой поверхностью металла.
В последнее время Паас-Александрову увлекает металлическое плетение. Сказочные кони, львы и другие звери, рожденные народной фантазией, с юмором воспроизведены ею в современных украшениях. Иногда тончайшее плетение из мелких цветов и других узоров, созданных в серебре, напоминают вышивку. Это гармонирует с современным костюмом, простым и лаконичным по форме
".


Ю. Паас-Александрова. Гарнитур. Серебро





Ю. Паас-Александрова. Колье. Серебро



Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Завод камней-самоцветов №2

Сообщение Нелунатик-увы » 15 май 2017, 17:57

Нелунатик-увы писал(а):
09 мар 2017, 10:53
Шкатулочка Под сводом ночи, клеймо "2С5", 1955 год

Шкатулочка Ягода-малина под сводом ночи, клеймо "2С4", 1954 год








Аватара пользователя
Gustav
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 12 май 2017, 11:19

Re: Завод камней-самоцветов №2

Сообщение Gustav » 13 июл 2017, 17:41

Статья в газете "Ленинградская Правда " за 1973 год, о "Русских самоцветах" и С.М. Березовской.
Завод камней-самоцветов №2

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Завод камней-самоцветов №2

Сообщение Нелунатик-увы » 13 июл 2017, 18:47

Gustav писал(а):
13 июл 2017, 17:41
Статья в газете "Ленинградская Правда " за 1973 год, о "Русских самоцветах" и С.М. Березовской.
Какая красивая женщина ))).

Аватара пользователя
Gustav
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 12 май 2017, 11:19

Re: Завод камней-самоцветов №2

Сообщение Gustav » 14 июл 2017, 16:55

Вот еще одна ее фотография. Главный художник ЛПО "Русские самоцветы" Светлана Михайловна Березовская.


Ответить

Вернуться в «Клейма»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 6 гостей