Re: Портсигары с клеймом ЮКМ (или все же ЮХМ?)
Добавлено: 09 сен 2013, 12:17
Вернёмся к орнаменту на крышке портсигара
Нашлась такая информация
Орнамент кубачинцев относится к категории подлинного народного творчества, состоит он преимущественно из стилизованных условно трактованных растительных мотивов - веток, листочков, цветов и пр. Орнамент наносится густой сплошной сетью (вязью) и покрывает всю поверхность изделия пышным узором связанных между собой извивов и завитков. В орнамент иногда вводится декоративный медальон. Часто поверх мелкого густого узора наносится другой - более крупный и редкий, выполненный какой-либо иной техникой. По эффекту орнаментальная ткань кажется бесконечно разнообразной, но при внимательном рассмотрении орнамента можно выделить сравнительно небольшое количество основных традиционных орнаментов узора. Почти каждый из этих элементов носит специальное название. Определённые комбинации элементов орнамента также называются особо: стилизованная ветка дерева с симметричными побегами - тутта, асимметричный орнамент из спиралей и стеблей - мархарай (заросль). Из отдельных элементов и их комбинаций слагается кубачинский орнамент, который композиционно увязывается с формой изделия или отдельной частью его поверхности.
Мархарай
Тутта
1 — истамбул-бикь; 1а — истамбул-бикь в соединении с вовла; 2 — половина истамбул-бикь; 2а — половина истамбул-бикь в соединении с вовла,- 3 — паранг-бикь; 4 — удвоенная франкская голова (кика паранг-бикь); 4а - удвоенная франкская голова в соединении с двойным чит; 5 — вовла-бикь; 6 — мучал-бикь; 6а — половина мучал-бикь; 7 — сулка-бикь; 8 — кацала-бикь; 9 — половина кацала-бикь; 10 — ашаком-бикь (или уцама-бикь); 11 — половина ашаком-бикь; 12 — гулгул-бикь; 12а — половина гулгул-бикь; 13 — гута-бикь; 14 — какие; 15 — чит; 16 — пархикуан; 17 — калькус; 18 — мицаля-капиля; 19 — сивай; сивай с волосками иногда трактуется как половина истамбул-бикь; 20 — огмуда; 21 — бацлясурат; 22 — дилясурат; 23 — сочетание гутабикь и двух половин истамбул-бикь; 24— сочетание какие, истамбул-бикь и сулка-бикь; 25 — тамга в виде "седельной подушки"; 26 — ветвь с "головками"
(рисунок Али-хана Ахмедова)
Техника выполнения декоративной отделки кубачинских серебряных изделий разнообразна, но ведущее место занимает гравирование по серебру (которое выполняется короткими штихелями со специальной заточкой) с последующим нанесением черни.
Чернь для кубачинских серебряных изделий представляет собой сплав, состоящий из сервера, меди, свинца и серы, взятых в определенных пропорциях. Сплавленные сернистые металлы в виде порошка наносятся в углубления выгравированного орнамента, после чего изделие нагревается и чернь, растекаясь, заполняет углубления орнамента, прочно соединяясь с серебром. Излишки черни опиливаются напильником и снимаются шабером, а затем изделие шлифуется грифелем или пастой. В результате получается четко выделяющийся на белоснежном фоне серебряного изделия черновой узор.
Насечка, широко применяемая в кубачинских серебряных изделиях, заключается в прокладывании в виде орнамента золотой или серебряной проволоки по поверхности изделия.
http://www.mintorgmuseum.ru/vocabulary/167/
Нашлась такая информация
Орнамент кубачинцев относится к категории подлинного народного творчества, состоит он преимущественно из стилизованных условно трактованных растительных мотивов - веток, листочков, цветов и пр. Орнамент наносится густой сплошной сетью (вязью) и покрывает всю поверхность изделия пышным узором связанных между собой извивов и завитков. В орнамент иногда вводится декоративный медальон. Часто поверх мелкого густого узора наносится другой - более крупный и редкий, выполненный какой-либо иной техникой. По эффекту орнаментальная ткань кажется бесконечно разнообразной, но при внимательном рассмотрении орнамента можно выделить сравнительно небольшое количество основных традиционных орнаментов узора. Почти каждый из этих элементов носит специальное название. Определённые комбинации элементов орнамента также называются особо: стилизованная ветка дерева с симметричными побегами - тутта, асимметричный орнамент из спиралей и стеблей - мархарай (заросль). Из отдельных элементов и их комбинаций слагается кубачинский орнамент, который композиционно увязывается с формой изделия или отдельной частью его поверхности.
Мархарай
Тутта
1 — истамбул-бикь; 1а — истамбул-бикь в соединении с вовла; 2 — половина истамбул-бикь; 2а — половина истамбул-бикь в соединении с вовла,- 3 — паранг-бикь; 4 — удвоенная франкская голова (кика паранг-бикь); 4а - удвоенная франкская голова в соединении с двойным чит; 5 — вовла-бикь; 6 — мучал-бикь; 6а — половина мучал-бикь; 7 — сулка-бикь; 8 — кацала-бикь; 9 — половина кацала-бикь; 10 — ашаком-бикь (или уцама-бикь); 11 — половина ашаком-бикь; 12 — гулгул-бикь; 12а — половина гулгул-бикь; 13 — гута-бикь; 14 — какие; 15 — чит; 16 — пархикуан; 17 — калькус; 18 — мицаля-капиля; 19 — сивай; сивай с волосками иногда трактуется как половина истамбул-бикь; 20 — огмуда; 21 — бацлясурат; 22 — дилясурат; 23 — сочетание гутабикь и двух половин истамбул-бикь; 24— сочетание какие, истамбул-бикь и сулка-бикь; 25 — тамга в виде "седельной подушки"; 26 — ветвь с "головками"
(рисунок Али-хана Ахмедова)
Техника выполнения декоративной отделки кубачинских серебряных изделий разнообразна, но ведущее место занимает гравирование по серебру (которое выполняется короткими штихелями со специальной заточкой) с последующим нанесением черни.
Чернь для кубачинских серебряных изделий представляет собой сплав, состоящий из сервера, меди, свинца и серы, взятых в определенных пропорциях. Сплавленные сернистые металлы в виде порошка наносятся в углубления выгравированного орнамента, после чего изделие нагревается и чернь, растекаясь, заполняет углубления орнамента, прочно соединяясь с серебром. Излишки черни опиливаются напильником и снимаются шабером, а затем изделие шлифуется грифелем или пастой. В результате получается четко выделяющийся на белоснежном фоне серебряного изделия черновой узор.
Насечка, широко применяемая в кубачинских серебряных изделиях, заключается в прокладывании в виде орнамента золотой или серебряной проволоки по поверхности изделия.
http://www.mintorgmuseum.ru/vocabulary/167/