Спустя год мне снова довелось побывать в Кубачах - я не нашел своего старого знакомого Абдуллу Хартумова, да и многих не оказалось в ауле. Приют мне оказала Мария Кулеш, которую знал я по восторженным о ней статьям в «Дагестанской правде». Я знал о ней, как об очень «радостном и подвижном человеке», которую трогает все то, «что происходит в ауле, районе, во всем Дагестане, во всей стране...»Нелунатик-увы писал(а): ↑09 июн 2019, 14:01В марте 1935 года в газете Труд вышла статья Романа Фатуева о двух поездках в село Кубачи (печатаю с сокращением):
Поездка вторая (ориентировочно 1934 год)
...
- А как артель?
- Артели нет больше, - сокрушенно развела руками Кулеш. Как могла она существовать, когда за всем нужно было ехать в Москву?.. Близкий ли путь? За год всего два раза удалось послать человека.
Тут еще много разных толков пошло по аулу. «Кому теперь нужны старинные арабские орнаменты?» Кто делал их, считается чуть ли не контрреволюционером. «Советскую тематику нужно давать». Какую? - никто не знал. И вот мастера, изучившие за тридцать-сорок лет три-четыре варианта одного орнамента, перенятого им от отца и деда, начали рисовать самолеты, домны, фабрики. Грубо, нелепо, наивно. Последнюю такую партию и отвезли в Москву. Там увидели - ахнули. Погиб труд, сырье, время...
Ибрагимов Эскиз кубачинского орнамента с портретом Молотова, 30 - 50 годы. Экспонат Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
Это было большим ударом для артели. Многие вышли из нее - уехали на курорты: Пятигорск, Ессентуки, Ялту украшать серебром и чернью тросточки и шкатулки: «Привет с Кавказа». О таких не хотелось вспоминать. Но когда они приехали с хорошим заработком,- а здесь артельщики на кукурузу, да на ячмень еле зарабатывали,- даже самые крепкие и те сдались.
Мастер Ибрагимов. Эскиз кубачинского орнамента с советской символикой, 30 - 50 годы. Экспонат Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
Мария Кулеш предложила мне сходить посмотреть башню. Я согласился.
По пути она заглянула к некоторым из ее знакомых - проверить, чем занимаются сейчас последние из мастеров кольчуг. Каждый дом нас встречал стуком молотов и лязгом напильников, - кубачинцы не оставляли своей работы. Но что они делали? - Штамповали брошки, ручки, пряжки. Резец уже остался в стороне, как ненужный, отживший свой век инструмент.
- Мне тяжело заходить к ним... Мне больно видеть их за этой работой... Я объездила всех, была в Маджалисе, Нарадихе, ездила в Махач-Кала... Доказывала-кубачинцам нужно руководство, помощь, внимание... Взывала подумать о судьбе их ремесла, об их нуждах, об их «секретах», которые умрут вместе с ними... Теперь одна надежда на Самурского - он вернулся к нам в Дагестан. Хочу поехать к нему...
Ибрагимов. Эскиз кубачинского орнамента с советской символикой, 30-50 годы. Экспонат Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
Марию Кулеш я встретил в Махачкала. Радостно она рассказала мне, как ее встретил товарищ Самурский.
- Кубачинцы в 1919 году нам делали к английским винтовкам затворы, которые были вынуты и брошены бичираховцами в море, а харбукцы - патроны к этим винтовкам. Таких мастеров я больше не знаю... Кубачинцы, амузги, харбуки нам нужны. Я соберу всех кубачинцев в аул, и опять они будут делать свое дело...
Я верил, что так это и будет.
Кубачи. Звезда с портретом Ленина, 1934 год. Серебро, скань, чернь. Экспонат Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
Информация с Лезгинского исторического портала: "Драматически складывалась судьба кубачинского промысла. Артель в селе Кубачи в 1931 году практически распалась. Мастера-златокузнецы оказались в очень трудном положении из-за отсутствия должной поддержки со стороны государства. С именем Н. Самурского связана энергичная помощь народным умельцам. “По инициативе Н. Самурского кубачинские промыслы были обследованы специальной комиссией Северо-Кавказского совета промкооперации”. Работа комиссии, ее выводы привлекли внимание соответствующих организаций и широкой общественности, в частности, Всесоюзного кооперативного промсовета и Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК СССР. При содействии Н. Самурского кубачинская артель получила крупные заказы от центральных торгующих организаций, что позволило наладить ее планомерную работу".