Нина Эрнестовна Фогт работала на Ленинградской ювелирной фабрике в Мучном переулке. Мне захотелось узнать побольше об этой женщине. К сожалению, сведений немного, но все, же размещу, что нашла.
Нина Эрнестовна Фогт родилась в
1887 году. Закончила
Общество Поощрения Художников. Училась в
Академии художеств (1912—1918), но как писала в автобиографии: «
окончить конкурсную программу мне помешала Октябрьская революция».
Академия художеств, почтовая открытка, около 1914 года
После революции Нина Эрнестовна Фогт работала
художником-гравером в издательстве «
Радуга». Сохранились детские книги с ее иллюстрациями.
Иллюстрация из книги «Небылицы», автор – Андреев Михаил Иванович, художник – Фогт Нина Эрнестовна, 1927 год
Посмотрите на рисунки: поразительно, что художник, который раньше работал у Фаберже, стал хорошо разбираться в колхозной жизни ))).
Иллюстрация из книги «Лен», автор – Андреев Михаил Иванович, художник – Фогт Нина Эрнестовна, 1929 год
С удивлением узнала, что Фогт была
секретарем горкома. О ее деятельности в этой должности с уважением писал в своем дневнике художник
Павел Николаевич Филонов. Нина Эрнестовн поддерживала художников, хлопотала за них: «
1932 год, 5 сентября. … Миша сказал, что т. Фогт спрашивала его, получил ли я наконец деньги из «Академии» за редактуру «Калевалы», и на отрицательный ответ Миши заметила (как и во время ее прихода ко мне), что будет всеми силами настаивать в «Академии» об уплате мне за мою работу, что она уже говорила об этом с новым заведующим издательством, кажется Вавиловым, и тот принципиально согласен на это…»
Фрагмент портрета Нины Эрнестовны Фогт, художник Виталий Гаврилович Тихов, 1935 год
На сайте
Либрусек читаем: «
с 1946 по 1958 года Нина Эрнестовна Фогт служила главным художником Ленинградской ювелирной фабрики (ранее - эмальерной фабрики «Ленизо»)».
Из воспоминаний главного художника АО «Русские самоцветы»
Светланы Михайловны Березовой «Нина Эрнестовна еще до революции окончила училище технического рисования барона Штиглица. В период ее обучения народные ремесла были центром внимания художественных и культурных кругов. Изучение их являлось базой художественного образования. Одной из областей, изучаемых на факультете художественный обработки металла, была эмаль по скани. Нина Эрнестовна
в совершенстве знала эту технологию и принесла ее собою на ювелирную фабрику… Она была художница старой школы времен эклектики. Ее работы были ярким примером вкусов начала века» (книга
«Фаберже и петербургские ювелиры», авторы:
Т.Ф. Фаберже, А.С. Горыня, В.В. Скурлов, изд. журнал "Нева", Санкт-Петербург, 1997 год
«В
1952 г. на ювелирной фабрике стали
возрождать традиционную технику скани… Нина Эрнестовна Фогт, художник по филигранно-эмалевым изделиям, что называется, от Бога, осуществляла художественно-авторский надзор над работами филигранщиков» (архив
Валентина Скурлова «Ленинградский ювелирный завод в 1950-1960-х годах»)
Информация с сайта
«Русские самоцветы», раздел «История и традиции»: «
1950 год. В Мучном переулке на Ленинградской ювелирной фабрике главный художник Нина Эрнстовна Фогт выступила с инициативой о
возрождении в Ленинграде производства эмалево-филигранной посуды из серебра. Вместе с творческим коллективом предприятия и мастерами-филигранщиками была проделана огромная
работа по возрождению забытой техники».
Сахарница Многоцветье, клеймо ИЗО
Как видим в приведенных выше источниках дано
разное время начала выпуска филигранно-эмалевых изделий. Но все пишут о
послевоенном времени.
Предположу, что количество изделий с клеймом ИЗО говорит о том, что их не могли изготовить в течение одного, 1952 года (позднее по правилам клеймения дальше в именнике предприятия стали добавлять цифру года изготовления). Думаю, что все же их начали выпускать с первых послевоенных лет, когда на предприятие пришла Гофт.
Так что сейчас склоняюсь к тому, что перед войной сканно-филигранные изделий здесь не изготавливали. А вы что думаете???
Ложка Нарядная, клеймо ИЗО
Габриэль Галина Николаевна, кандидат искусствоведения, доцент - специалист по истории ювелирного искусства и текстиля: «
Уже в первых работах установился своеобразный канон сервиза, сплошь покрытого филигранным эмалевым декором, где лишь внутренние поверхности остались непокрытыми эмалью и, как правило, золотились…
Очевидно в этих изделиях и влияние восточной орнаментики – рисунки отдельных композиций Н. Фогт напоминают восточные ковры или ткани. Им свойственна необычайная нарядность, пышность, экзотичность, некоторая многословность, тяжеловесность и пестрота колорита…»
Портсигар Восточный узор, клеймо не показано, но в атрибуции говорили, что клеймо ИЗО
Продолжу цитирование: «
… Ей удавалось создать произведения с достаточно цельными и выразительными образами. Не случайно, уже после смерти мастера, ее работы продолжали выпускаться фабрикой еще несколько десятилетий (наряду с новым ассортиментом), а ее вклад в дело возрождения художественной эмали в отечественной ювелирной промышленности трудно переоценить».
Вот и все, что нашла. В конце неплохо было бы разместить одну из работ Нины Эрнестовны. Обидно, что не нашла. Но тогда покажу еще одну ее иллюстрацию к детской книжке Андреева «Небылицы». Очень светлую. Мне кажется девушка, которая слева, похожа на Нину Эрнестовну - нос, челка, плечи ))). А может это ее автопортрет????